26 февраля 2018

Трек – в группе или самостоятельно? Наблюдения после первого похода по Гималаям.

В самый первый горный поход мы с партнером Геннадием пошли в составе группы, которую собрал опытный трекер Павел из г. Винница, Украина.

В Катманду, столицу Непала, мы вылетали из Киева, с пересадкой в Дубай. В назначенное время нас собралось в аэропорту Борисполь 10 человек, половина которых наши соотечественники. Все взрослые, самодостаточные люди, никто до этого не был в Непале, большинство впервые в горном походе.

Наш поход по сути начался уже ночью в пересадочном узле порта Дубай, когда началось первое знакомство с людьми, с которым нам предстояло пробыть ближайшее время. И как часто бывает, великодушие и открытость вначале, спустя некоторое время на горных переходах приобрело совсем другие формы.

Маршрут нашего трека был из числа наиболее популярных в Непале – к базовому лагерю Эверест. Сейчас, спустя годы и приобретения значительного опыта походов по другим направлениям в Гималаях, мы понимаем его недостатки – на нем слишком много туристов. Но тогда сравнивать нам было не с чем и мы не придавали этому значение — мы были поражены красотой и величием высочайшей горной системы в мире. Несколько лет спустя, во время 200 километрового трека с восхождением на Айленд Пик (6200 метров) мы проходили через одну из деревень, в которой ночевали в первом походе. Так вот численность лоджий (мини гостиниц) в ней увеличилось вдвое, можно представить себе как вырос трафик трекеров.

В Катманду в туристическом районе Тамель имеется большое количество магазинов с туристической экипировкой. Есть магазины с настоящей фирменной продукцией наиболее известных в мире брэндов, есть откровенная подделка, есть даже бывшая в употреблении. Но какая бы она ни была, цены значительно ниже российских. Часть участников нашей группы приобрела там трекинговую обувь. Новая, не разношенная, она в последующем кое-кому даст знать кровяными мозолями, а всей группе снижением темпа передвижения.

Как и все, кто следует к базовому лагерю Эверест, пеший маршрут мы начали с аэропорта Лукла, одного из самых опасных в мире. Заброску туда осуществляют меленькие «кукурузники» местных авиакомпаний «Buddha Air», «Yeti Airlines», «Nepal Airlines» и прочие из разряда местного колорита. Лукла расположена на высоте 2860 метров, самой высокой и финальной точкой нашего пути является гора Кала-Патар, 5500 метров. С Кала-Патара открывается самый лучший вид на Эверест, но взойти на нее смогут не все члены нашей группы.

Спутницей многих трекеров, которые подымаются на высоты свыше 3500 метров, является горная болезнь, горняшка. Она проявляется в виде головной боли, тошноты, жидкого стула, слабости, апатии, отсутствии аппетита и в редких случаях смерти. Для ее предотвращения необходимо, как минимум соблюдать правила набора высоты – в сутки не более 500 метров. А после каждого километра устраивать акклиматизационные ночевки. Она предполагает проведение на данной высоте более одной ночи и акклиматизационные восхождения, для адаптации организма к недостатку кислорода. Не менее половины членов нашей команды испытали на себе влияние горной болезни.

Меня накрыло в одной из деревень, в которой нам как раз предстояло провести две акклиматизационные ночевки. У меня не было сил совершить радиальные восхождения, и как следствие, я не смог как следует акклиматизироваться, но группу в последующие ходовые дни я не тормозил. Чего не скажешь о других членах – болезнь не выбирает время и место. Низкий уровень гигиены у непальцев, грязная вода в ручьях, непривычная еда – все это может повлиять на самочувствие любого, кто готов открывать для себя новый мир самой высокогорной страны мира.

В Непале, как и во многих азиатских странах нет колбасы. По совету нашего руководителя все взяли с собой по палочке сырокопченой, карамельки и прочие маленькие радости, которыми можно себя побаловать на привалах во время легких перекусов. И как я уже отмечал выше, первоначальное хлебосольство сменилось закрытостью и жадностью некоторых участников похода. И хотя никто никому ничего не должен – ни угощать, ни делиться, атмосфера единения становилась уже не та.

Одним из просчетов руководителя была компенсация питания и ночлега в лоджиях. Мы изначально скидывались ему по 500 баксов, в которые входило его вознаграждение и оплата части расходов команды. Дело в том, что с набором высоты статья расходов на съем жилья и питание начинает заметно расти. Номера в лоджиях также отличаются по уровню комфорта и наличию душа, очень ценного ресурса во время длительных переходов, что существенно повышало стоимость ночевки. Мы с Геной, понимая что этот аспект Павлом был упущен, предлагаем всем самим доплачивать за душ. Одна половина нас поддержала, вторая продолжала «доить» организатора, считая справедливым требовать выполнение им взятых обязательств. И если с формальной стороны они были правы, то чисто по-человечески нам их позиция была не приемлема.

В нашей команде были мужчины и женщины в возрасте от 25 до 60 лет. Почти все впервые в горах, без опыта длительных физических нагрузок. И хотя Павел настоятельно рекомендовал всем перед походом потренироваться, многие откровенно пренебрегли его советами, понадеявшись на портеров. Портеры – местные жители, которые за 10-15 баксов в день несут твой рюкзак, договариваются о ночлеге и питании, решают все бытовые и прочие вопросы. Мы с Геной их принципиально не берем, кроме тех случаях, когда в некоторые национальные парки без проводников нельзя. Но рюкзаки мы все равно несем сами. Так вот, даже несмотря на отсутствие больших рюкзаков у части команды, мы серьезно растягивались на маршруте. Каждый час мы устраивали привалы, на которых до получаса приходилось ожидать отстающих. Это обстоятельство может и делало поход комфортным, но мы вполне могли идти бы и в более жестком темпе.

Восхождение на Кала-Патар – конечная цель нашего путешествия. Однако для некоторых она была не достигнута. Мне кажется, что в этом есть просчет руководителя группы. Дело в том, что самая верхняя наша ночевка была в селении Горак Шеп на высоте 5160 метров. Это довольно неуютное место, где к тому же очень холодно. Придя туда в обед, мы все отправились в базовый лагерь Эвереста (EBC), где два месяца живут и готовятся к восхождению на крышу мира альпинисты и проводники-шерпы. На этой высоте каждое движение, каждый шаг даются довольно тяжело. Отдышка возникает после нескольких шагов по ровной поверхности, а при наборе высоты приходится останавливаться каждые 10-20 шагов. Сходив к базовому лагерю, все вернулись в Горак Шеп. Для того, чтобы насладиться рассветом над Эверестом, руководитель группы предложил начать восхождение в три утра. Как следует не отдохнув, замученные холодом и недостатком кислорода, испугавшись подъема в ночи, когда невидно финала – вершины горы, половина группы приняла решение не идти. Мы пошли. Это действительно было адским подъемом – жестокий ночной холод, запредельная отдышка и бесконечный траверсный набор высоты казалось не закончатся никогда. Хотелось сказать стоп, отдыхаем, не могу, назад, но каждый раз в группе кто-то опережал, тяжело было всем. Через пару лет мы снова оказались здесь и тогда днем мы зашли на нее без особых усилий. С одной стороны мы были уже более подготовленные, но мне представляется, что ночной подъем намного тяжелее. Виды, ради которых рекомендуется поднять на Кала-Патар с рассветом безусловно стоят этого. Но будь этот подъем следующим днем после перехода сюда, я предполагаю, что на нее пошли бы все и соответственно удовлетворенность от всего трека была бы выше. Как вариант будущим трекерам я бы предложил ночевать чуть ниже, в Лобуче на высоте 4910 метров, а утром, без рюкзаков, прогуляться до Горак Шепа, базового лагеря и подняться на вершину.

Мы с Геной после этого трека решили ходить сами, без организованных групп, руководителей и помощников. Мы анализируем чужие треки, компилируем все что может понравится нам и формируем свой план. Он, как правило, более жесткий. Мы идем пока позволяет световой день и силы, а не до 15-16 часов, как большинство трекеров. Мы хотим получать удовольствие от того темпа и ритма, который нравится нам, а не подстраиваться под других. Мы тщательно разобрали первый поход в составе группы и сделали соответствующие выводы.

Цели похода, состояние кошелька и здоровья у всех, естественно, оказались разными. Разница в возрасте, менталитете, уровне подготовки и экипировки –все влияет на качество похода. Оставить группу, с которой расписаны ближайшие 2 недели невозможно. Предъявлять претензии другим нельзя – в горах каждый идет в своем темпе. Даже мы вдвоем с Геной бывает разрываемся на спусках или подъеме, пытаясь не сбиться с дыхания, сохраняя ноги и силы.

Безусловно, что принимая решение о треке необходимо на своем опыте оценить формат, который больше подходит каждому из нас. Но вещи, на которые я обратил внимание, возможно будут каждому читателю лишним напоминанием, что от подбора команды, физической и психологической подготовки зависит любое дело, а не только горный поход. Там нервозность растет параллельно накоплению физической усталости, а взаимопонимание и терпение имеет практическую жизненную ценность.
Нельзя не отметить и плюсы от группового похода. Там, в дали от суеты, когда днями бредешь по горным тропам, есть время не только проанализировать свою жизнь, прошлое, настоящее и будущее, но поближе познакомиться с внутренним миром незнакомых тебе людей. Там масса времени и возможности узнать и разглядеть в людях то, что некогда рассмотреть в городской суете.

Стоит добавить, что обращать внимание необходимо не только на состав команды, но и его руководителя. Его организаторский опыт, способность разрешать конфликты, готовность принимать иногда жесткие решения позволят каждому участнику получить больше удовольствия от совместного похода. В горах нет мелочей, там все имеет совсем другой вес и последствия. Поэтому перед принятием решения пойти с кем-либо в поход постарайтесь встретиться с его участниками на большой земле, пособирать отзывы о руководителе, оценить свое состояние, чтобы не быть обузой другим.

Желаю всем удачных походов! Постарайтесь получить удовлетворение не только от самого трека, но и от людей, окружающих тебя на протяжении нескольких дней.

Как не упустить самое главное?

Получайте новые публикации на почту