29 мая 2018

История становления и развития автомобильной компании AVTERRA. Часть I — «Начало». 15 мини историй с выводами.

Несколько лет назад с партнерами мы с «0» создали автомобильную компанию — самого крупного продавца новых дилерских автомобилей в России среди неофициалов. Как пришла идея, какие шаги мы реализовали, какие ошибки и достижения у нас были, какие выводы делали из историй, которые мы прожили в течение 10 лет с нашей командой — об этом небольшой очерк, который будет интересен и полезен не только нам, но многим начинающим предпринимателям.

  1. Как пришла идея заняться автобизнесом.
    Переехав в Москву, я устроился в найм и стал смотреть по сторонам – чем можно заняться? Мой друг был менеджером по продажам одного из официальных автодилеров г. Москвы, он как-то сообщил мне, что в связи с большим предложением на рынке у клиентов возникает сложность с выбором автомобиля. Это была середина «нулевых», благосостояние людей росло, в страну активно шли мировые автопроизводители и действительно выбор автомобилей был настолько широк, что казалось у неискушенных российских автолюбителей голова идёт кругом от многообразия брендов, моделей и комплектаций. На самом деле, учесть все характеристики — эксплуатационные, потребительские, экономические, технические и т.д. без глубокого погружения невозможно. Немного поразмыслив, я решил зарабатывать на содействие людям в выборе автомобилей.

Вывод №1. Всегда смотрите внимательно на окружающий нас мир, проявляйте интерес к информации, которую сообщают люди на нашем пути.
Вывод №2. На развивающихся/растущих рынках открываются возможности для новых тем.

  1. Как происходит выбор автомобиля перед покупкой?
    Есть личный опыт эксплуатации какого-то автобренда и опыт знакомых, в интернете имеется масса отзывов автовладельцев, множество рейтингов и тест-драйвы экспертов, ограничения по бюджету, специальные акции в данный момент на те или иные модели и талант убеждения менеджера по продажам в автосалоне конкретного бренда. Но ни один из этих факторов или даже их совокупность не дают объективной оценки и вероятности правильного выбора именно для тебя. Потому что нет лучшего автомобиля для всех и на все случаи жизни.
    Так я решил создать программу, в которую предполагал занести все известные и доступные характеристики новых автомобилей, реализуемые на российском рынке. Рейтинги безопасности, надежности, стоимости эксплуатации и потери при продаже, угоняемость и т.д. – вся эта структурированная информация должна была позволить помочь людям сделать правильный выбор, а мне начать зарабатывать на оказании консультаций.

Вывод №3. Чем больше у тебя информации и возможность её систематизировать – тем более правильные решения ты можешь принять.
Вывод №4. Во времена ограниченности свободного времени, большого разнообразия сложных товаров и услуг — роль, значение и востребованность экспертов/консультантов растет.

  1. Ключ предполагаемого успеха.
    Программа, которая должна была принести успех на ниве содействия людям при подборе автомобиля, предполагала наличие большого структурированного массива данных, имеющих отношение ко всем сторонам покупки, эксплуатации и последующей продажи легкового автомобиля. Задав ряд вопросов потенциальному клиенту, я должен был выяснить его потребности – опыт управления и стиль езды, состав семьи и характер перевозимых грузов, место предполагаемой эксплуатации и т.д. и с помощью программы с базой данных моментально выдать варианты автомобилей, максимально подходящие этому автолюбителю. За это я предполагал брать с клиента 100$.

Вывод №5. Чем лучше мы понимаем/знаем/выявляем потребности человека, тем выше вероятность дать ему лучшее решение.

  1. Что важнее – деньги, время или решимость?
    Создание программы помощи в выборе автомобиля стоило каких-то денег, которые необходимо было инвестировать в новый проект, какие-то ресурсы требовались на его продвижение. Я предложил своему другу, который обратил моё внимание на авторынок и который по сравнению со мной являлся автомобильным гуру, вместе войти в это дело. Помимо незначительных на тот момент инвестиций, требовался значительный временной ресурс — необходимо формирование базы данных и корректное занесение их в программу. В это время у приятеля на работе дела шли превосходно, а заработанные средства позволяли максимально насыщенно проводить досуг в клубах и заграницей, а не ночами у компьютера. Он отказался, я начал один. К раскрученному проекту он присоединится значительно позже, но совсем на других условиях.

Вывод №6. Не бойтесь инвестировать деньги и время, если есть интересный проект.
Вывод №7. Если видите цель, не отказывайтесь от пути, даже если близкие не готовы идти с вами.
Вывод №8. Не всегда в стартап требуются деньги, иногда время, информация и целеустремленность могут значить намного больше.

  1. Как появляются партнеры?
    Занимаясь наполнением базы данных, которая скоро должна была меня озолотить, я параллельно изучал неизвестный мне автомобильный рынок, тенденции, прогнозы и моделировал механизм продвижения новой, абсолютно не знакомой потребителям услуги – помощь в выборе нового автомобиля. Благодаря интернету такие исследования зачастую можно делать, не выходя из дому. Во время очередного сёрфа, я натыкаюсь на сайт компании, позиционирующей себя группой экспертов в области автомобильного консалтинга. Тема точь-в-точь была похожа на мою – это были первые потенциальные конкуренты. Не познакомиться и не узнать их потенциал я не мог, поэтому предложил встретиться. Переговоры с изначально настороженными конкурентами закончились взаимным желанием делать этот уникальный проект совместно. Мы решили объединить усилия, ресурсы и выйти на рынок под их брендом – «Автоконсалтинг». Так произошло знакомство с двумя ребятами, которые уже более 12 лет являются моими партнерами, в т.ч. в проекте, который мы сейчас реализуем – ИНСТИТУТ ДВИЖЕНИЯ.

Вывод №9. Устанавливайте связи с конкурентами, они могут дать полезную информацию или даже стать партнерами.
Вывод №10. Перед принятием решений изучайте рынок – потребителей, конкурентов, поставщиков. В настоящее время благодаря интернету проводить исследования стало значительно легче.

  1. Деньги, знания или руки – что можно вложить в бизнес?
    Сотрудничество с новыми партнерами началось с объединения активов. Компаньоны внесли зарегистрированное юр. лицо и ТМ «Автоконсалтинг» (нам тогда казалось, что у него потенциал мощного бренда) + почти готовую программу по выбору автомобилей, я — 10 000 $ (все накопления). Одним из их условий было мое увольнение с работы, чтобы я мог посвятить нашему проекту все время. Тяжело или нет было принять такое решение – уйти в никуда и вложить в стартап все деньги, не важно. Важно то, что это требования партнеров и мое решение оказалось правильным. Только так, полностью посвятив себя новому делу, можно было добиться успеха, хотя на это ушло очень много времени.
    Доли в новом бизнесе мы поделили поровну на троих, без какого-то официального оформления, так продолжается и поныне в ряде других проектов.

Вывод №11. Иногда сожженные мосты позади повышают вероятность успеха впереди, т.к. твоя самоотдача будет выше.
Вывод №12. Если нет доверия и взаимного уважения между партнерами, то никакое официальное оформление не будет гарантией безоблачного будущего.

  1. От B2C до B2B и обратно.
    Мы сняли офис и стали давать рекламу – «Оказываем содействие в выборе автомобилей». Несколько месяцев активной прокачки, продажи «0». Параллельно решили развивать консалтинг для автодилеров, тем более название нашей компании было соответствующим – «Автоконсалтинг». Началось это посещения под видом таинственных покупателей нескольких десятков автоцентров различных брендов, которые мы оценивали по массе параметров. Полученную и систематизированную информацию мы бесплатно рассылали дилерам и в один из известных автомобильных журналов, которое совершенно бесплатно их печатало со ссылкой на нас. В результате этого ряд московских автодилеров даже заказывало у нас услугу Mystery shopping, а в группе ГАЗ в Нижнем Новгороде мы участвовали в тендере на разработку стандартов обслуживания формирующейся на тот момент фирменной дилерской сети.

Вывод №13. Делай иногда кое-что бесплатно, ты не знаешь где, как и когда это может отразиться в будущем.
Вывод №14. Посещение автосалонов под видом покупателей дало нам бесценный опыт – смотреть на автомобильный сервис глазами клиента. Любой опыт может быть применим в последующем и этот оказался нам очень полезен в ближайшем будущем.

  1. Как мы поняли, что занимаемся херней.
    Мы несколько месяцев безрезультатно прокачиваем услугу помощи в выборе автомобилей. Пока не встали на место клиента. Не имея денег на покупку, мы не понимали, что за проблемы стоят перед потенциальными покупателями. И оказалось, что на дворе жуткий дефицит машин, срок ожидания составлял от месяца до года и проблема была не в выборе, а в покупке. Осознав это, мы находим в наличии в одном из автосалонов Москвы Mercedes-Benz GL за 100 тыс. евро, прибавляем 5 шт. евро и даем объявление о его продаже. Заинтересовавшегося клиента мы отправляем в тот салон, предварительно предупредив его руководство об этом клиенте и нашем вознаграждении. Так, благодаря информации о наличии каких-либо позиций в ряде салонов и активному продвижению в интернете, мы пришли к понимаю, что люди хотят платить за содействие в покупке, а не в выборе автомобиля.

Вывод №15. Сложно, но иногда полезно становится на место клиента.
Вывод №16. Сейчас информация и время может стоить денег.

  1. Как зарабатывать без первоначального капитала?
    У нас не было денег на выкуп машин, поэтому мы тупо продавали информацию – где есть автомобиль. Мы искали их по всей стране, резервировали машины с коротким сроком поставки, сами давали объявления в интернете, сами принимали звонки, сами общались с клиентами. Мы знакомились со всеми перекупщиками, которые давно паслись на этом рынке и учились у них. Мы расширяли круг знакомых менеджеров в автосалонах и посредников, которые могли помочь найти необходимый автомобиль в короткий срок. За несколько месяцев мы с «0» заработали несколько миллионов рублей и стали думать – куда их вложить?

Вывод №17. Чем больше у вас знакомых, друзей, партнеров, тем большими возможностями для развития бизнеса вы обладаете.
Вывод №18. В стартапе полезно попробовать себя на всех позициях, и в особенности на передовой, в общении с клиентами. Скрипты продаж мы писали в «бою», оплачивая каждый промах своими деньгами.

  1. Как не надо инвестировать деньги.
    Первые заработанные деньги мы решили вложить в покупку б/у камаза и отдать в работу на Север, где близкий друг владел и управлял парком спец. техники. Не разбираясь в тех. состоянии, мы видимо выбрали самый уставший Камаз на российском рынке и с горем пополам отправили его на Север. Водитель, изъявивший желание подзаработать, слинял после первой поломки, которая фактически превратилась в вечный ремонт. Спустя несколько лет мы бросили этот проект и технику, потому что не имея соответствующих компетенций, желания жить на Севере и возможности удаленно управлять, а также бесконечные проблемы с водителями не давали уверенности в перспективности это дела с нашим участием.

Вывод №19. Не получится сделать бизнес, вложив только деньги и переложив всю ответственность за его реализацию на другого (в нашем случае друга).
Вывод №20. На любую задачу, где у тебя не хватает компетенций (в нашем случае выбор техники и водителя), привлекай более опытного.

  1. Сколько стоит репутация?
    К нам по телефону обращается клиент за новым автомобилем. Мы находим его на другом конце Москвы, и менеджер в автосалоне готов его придержать, рассчитывая на нашу благодарность. Мы подписываемся и приглашаем потенциального покупателя автомобиля приехать к нам в офис, где, оставив предоплату, он получает контакты менеджера в салоне и возможность покупки «живого» автомобиля. Если клиент до тебя не доехал, то благодарность менеджеру мы выплачивали все равно и это было для него гарантией того, что, если в следующий раз мы просим придержать автомобиль, значит, что свои проблемы (потерю клиента и т.д.) мы перекладывать на него не будем ни при каких обстоятельствах. Очень часто цена нашего слова стоила нам косарь баксов. Но зато спустя какое-то время у нас были надежные отношения с менеджерами большинства автоцентров страны.

Вывод №21. Иногда сожженные мосты позади повышают вероятность успеха впереди, т.к. твоя самоотдача будет выше.

  1. Как появилась автомобильная компания AVTERRA?
    Мы длительное время позиционировали себя как агентство по подбору автомобилей, зарабатывая на продаже информации о наличии авто. Когда появились деньги, мы стали выкупать автомобили под клиентов и выдавать их самостоятельно. По сути, мы трансформировались в автосалон, правда без привычного для автоцентров шоу-рум. Мы пришли к пониманию о смене имени, позиционирования и придумали имя, которое на годы стало символом возможности выгодной покупки любого дилерского автомобиля. Название AVTERRA было придумано моим партнером и стало, поистине, находкой. В нем чувствовалась автомобильность, но не было банальностей типа «автобарс» и прочие. Он практически первым был в алфавитных списках большинства автомобильных каталогов. От него веяло солидностью и надежностью.

Вывод №22. Уделяйте больше внимания имени новой компании. Оно должно быть отличным (дифференцированным), информативным (спозиционированным), уникальным, простым для прочтения и представления в интернете (домен).

  1. Как мы зарабатывали?
    Мы помогали людям купить новые дилерские автомобили быстрее или дешевле, чем в салоне того же официала. Быстрее – значит дороже. Мы искали и резервировали автомобили по всей стране, в отличие от рядового потребителя. Сделав несколько звонков в поисках желаемого автомобиля, он считал, что ситуация со сроками поставки идентична во всех салонах. Мы так не считали, и люди платили нам сверх дилерской цены за возможность скорейшего обладания вожделенным автомобилем, чем другие, более прагматичные автолюбители. Если проблем с наличием не было, то благодаря корпоративному статусу мы получали у дилера значительную скидку, которой делились с клиентом. В плюсе были все – клиент благодаря значительной экономии, дилер за счет экономии на привлечении клиентов и мы, оставляя себе с машины 1-2-3%.

Вывод №23. Используй человеческие слабости, желания и лень, как основу для моделирования нового бизнеса.
Вывод №24. Успешен и развивается тот бизнес, когда в цепочке товародвижения выигрывают все – поставщики, ты, клиент.

  1. Что значит месторасположение офиса?
    Мы сняли офис в АТЦ «Москва» на Каширке – крупнейшем в Европе автомобильном торговом центре. В начале своего становления он был единственным в своем роде, где одновременно экспонировалось до 3000 автомобилей. Центр генерил мощнейший трафик автолюбителей, был близок к метро и благодаря своей специализации и уникальности выставлял ломовую аренду. Хотя практически ни один посетитель центра не мог стать нашим клиентом, выбор в пользу этого арендатора был обусловлен повышением доверия к нам. Не имея шоу-рума с выставочными автомобилями, дилерского контракта и раскрученного имени мы должны были снизить сомнения потенциальных клиентов, которые должны были оставить у нас предоплату на автомобиль. Мы считали, что, находясь в привлекательном целевом месте, пусть и более дорогом, мы больше выигрываем. Так и было до определенного момента.

Вывод №25. Иногда, располагаясь в месте концентрации конкурентов, ты выигрываешь за счет экономии на привлечении клиентов – большой пул однородных поставщиков генерит большой трафик целевых клиентов.
Вывод №26. Не бывает однозначных решений – здесь дороже или дешевле. Всегда есть масса факторов, которые могут нивелировать прямые финансовые потери или выгоды.

  1. Как мы привлекали клиентов?
    Практически основным каналом привлечения клиентов на покупку новых дилерских автомобилей был интернет, благодаря которому у нас были клиенты от Калининграда до Владивостока. Хотя у нас и были интересные эксперименты, о чем я поделюсь ниже. Благодаря постоянному поиску новых каналов и инструментов продвижения, мы стали одним из первых игроков, начавших сотрудничать с новым ресурсом Яндекс.Авто. Это позволило привлекать оттуда на наш сайт БЕСПЛАТНО до 20 000 уникальных посетителей в сутки. Конечно, это были не совсем целевые клиенты, но кое-какие зерна просеивать нам все-таки удавалось.

Вывод №27. Ищи не традиционные каналы продвижения – они позволят без значительного увеличения бюджета наращивать клиентский трафик.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Как не упустить самое главное?

Получайте новые публикации на почту

Игорь Фомин
Игорь Фомин