15 января 2018

ВАРАНАСИ. 24 часа погружения в невероятную историю.

В 2016 году после очередного трека в Непале мы с Геной решили лететь домой через Индию, чтобы побывать в Варанаси – один из невероятных центров индийской культуры, религии и истории. Место, где хотят умереть и быть кремированы сотни миллионов индийцев. Про сам Варанаси и его значение в жизни индусов информации в интернете полно, а я поделюсь нашим опытом знакомства с городом и людьми, который может будет полезен будущим путешественникам в Индию.

Прилетели мы из Дели в Варанаси после обеда, на улице жара и невероятная духота. Берем такси подороже, с кондиционером и показываем бронь гостиницы, куда нас стоит отвезти. Гена выбрал отель поближе к Гангу, к набережной, где круглые сутки каждый день работает «крематорий» под открытым небом. Едем, наслаждаемся прохладой. Вдруг таксист останавливается и сообщает, что дальше машины не едут и передает нас велорикше, с которым он уже договорился и рассчитался.

Продолжаем погружение в другой мир на велорикше. Ему тяжело, он, как и большинство индусов, худощавый, но что тяжело — виду не показывает. Спустя какое-то время он останавливается, сообщает, что дальше проехать невозможно, можно только пешком и передает нас пареньку. Идем дальше пешком. Городу почти 5000 лет и его старая часть представляет собой лабиринт из закоулков, где пробираться можно только пешком и без местного проводника найти что-либо не представляется возможным.

Парень сообщил, что он не гид, а владелец магазина по продаже тканей и просто любит русских, поэтому готов бескорыстно уделить нам столько времени, сколько потребуется. Показываем бронь отеля и адрес, на что он порекомендовал другой, т.к. мы выбрали самый ужасный и неудобный для пеших вылазок. Идем по его рекомендации, забив на оплаченный номер. Зашли в гостиницу и отправились к Гангу, оставив вещи у ресепшена и не осмотрев номер.

Уже смеркалось, на берегу вовсю полыхали десятки кремационных костров, играла музыка, выступали циркачи, и тысячи индусов заполнили все свободное пространство. Фотографировать бесплатно вблизи кремацию не позволяют ушлые смотрящие и наш гид предлагает взять лодку и подойти ближе к кострам со стороны реки. Как потом оказалось мы заплатили за прокат лодки тройную цену, но об этом мы узнаем завтра, а сегодня мы благодарны индийскому другу, который забросил все свои дела и показывает нам город.

Время уже почти 12 ночи, мы устали и просим гида проводить до отеля. По пути он заводит в «свой» магазин, просто посмотреть ткани. Чтобы не мешать нашему общению с продавцами, ожидал нас на улице. Начинаем догадываться, что он просто «помогайка», который бескорыстно помогает в надежде на откат со стороны продавцов. Ничего не берем, идем в гостиницу. Знаем, что неплохие виды с утра, часов в 5, на что наш гид, позиционирующий себя, как владельца магазина, влюбленного в Россию, предлагает утром нас встретить и показать город. Мы не отказываемся.

Заходим в номер, предложенный гостеприимным индусом. Таких ужасных мы не видели даже в Непале. В ванной комнате два муравейника, а по всему номеру снуют тысячи рыжих муравьев. Было ощущение, что они таскают одеяло по кровати в разные стороны. Делать нечего, поздно, скоро вставать, кое как проводим эту жуткую ночь.

В 5 утра будим в фойе нашего знакомого и он ведет нас к священному Гангу, где по его рекомендации берем лодку и перебираемся на тот берег. Любуемся панорамой священного города, тысячами купающихся индусов, поражаемся их иммунитету. Они моют голову, стирают белье, чистят зубы, купаются среди коров и недогоревших остатков человеческих тел. В этом месте Ганг считается одним из самых грязных мест в мире, но местным все равно. По-моему, они даже пили ее.

Про Варанаси можно писать целые книги – сколько здесь историй и явлений, непривычных нам, европейцам. Но вернусь к истории о людях, туристах, которые для местных являются дойными коровами. Наш местный “друг” продолжает тратить на нас свое драгоценное время, ничего не требуя взамен. Начинаем перепроверять цены на его рекомендации – лодки, завтраки, экскурсии. Везде цена оказывается завышена минимум в три раза. Пытаемся с ним расстаться – не хочет. Целый час, как приклеенный идет за нами и настаивает на продолжении дружбы, новых открытий и впечатлений, от которых мы недальновидно отказываемся. Только угроза вызвать полицейского, стоящего неподалеку, смогла его остановить. После чего он требует 10-20 долларов за суету. Дали десятку и послали подальше.

Идем с Геной куда глядят глаза, долго идем. Забредаем в места, где про европейцев что-то слышали, но не все еще видели. Кое-кто трогает за рукав, кое-кто просит сфотографироваться. Невероятная жара, духота, недосып утомляют капитально, но такси нет, а попытки взять велорикшу до аэропорта безуспешны. Все ссылаются, что это не их территория, в общем без пересадок не обойтись. Пока не знаем, развод или нет, продолжаем поиски.

Мы уже пару раз были в Дели, в Агре (Тадж Махал) и вот в Варанаси. Портрет доброго индуса нам уже кажется вполне ясным – бесплатно помочь, но получить откат от тех, кому мы переплатим. Они готовы везти бесплатно в другой конец города в магазин “для местных”, ждать тебя на улице всего лишь в надежде потом что-то заработать. Вся их искренность и доброжелательность — маска, необходимая чтобы притупить бдительность “белокожих”. Но несмотря на осознание всего этого, понимаешь, что у них нет возможности иначе заработать. Чай, зачастую, продают в глиняном стаканчике, который после легче разбить, т.к. стоимость глины и ручного труда ничтожна по сравнению со стеклянной посудой. Люди зарабатывают 1-3 доллара в день, и это уже считается неплохим доходом. Почитайте “Шантарам” – в нем автор, австралиец, как никто другой передает жизнь индийского дна, в котором провел годы своей жизни.

Каким-то чудом натыкаемся на русскоговорящего индуса, который безвозмездно на мотоцикле без коляски (замечу, трое взрослых и рюкзаки) отвозит нас до какой-то автостанции, откуда на тук-туке без пересадок мы добираемся до порта. Из сотни индийцев, с которыми мы сталкивались, этот парень оказался единственным непохожим на всех остальных.

Небольшая справка про город. Варанаси – один из самых популярных у паломников мест в Индии. В сутки на ступенях набережной кремируют до 200 человек. Вся набережная разделена на зоны – на этой стирают и сушат белье, на другой медитируют, на третьей сжигают и т.д. Посмотреть на кремацию можно и в Катманду в Непале на священной реке Багмати, но здесь это сопровождается купанием, праздничной атмосферой, огромным количеством храмов. Каждое утро тысячи горожан приходят на берег чтобы провести омовение, искупаться, съездить или сплавать на другой берег и т.д.

Нам хватило одних суток, потому что сошлись несколько факторов – усталость после трека, духота и жара, убитый отель, грязь по колено и чудовищные запахи в городе, ограниченность в деньгах и во времени. Но конечно, если туда ехать целенаправленно, то планировать надо несколько дней. Всем удачных путешествий.

Как не упустить самое главное?

Получайте новые публикации на почту