Игорь Фомин

Мысли про маркетинг в виде вопросов и ответов. ДИАЛОГИ МАРКЕТОЛОГОВ в 2017 году. Часть 1.

Back view of young businessman standing by window, enjoying city view

Здесь представлены вопросы моих коллег, начинающих специалистов по маркетингу, которые хотят услышать больше практических советов из предпринимательской жизни, а не многочисленных книг и мои ответы. Я начинал заниматься коммерцией в середине 90-х, когда специализированной литературы и вебинаров еще не было, поэтому здесь только практический опыт, наблюдения и анализ.

Так получилось, что маркетинг стал моим призванием и любовью, которую я пытаюсь передать коллегам, всячески подчёркивая ее значение в жизни предприятия. Надеюсь, мои мысли, и ответы на вопросы будут кому-то полезны. Свой след на земле в качестве маркетолога я, как минимум, оставлю в виде книги «Я продаю свои визитки. 488 выводов за два месяца», где 248 выводов/рекомендаций/правил даны именно  маркетологам и управленцам, как продавать реальный товар и услугу, а не только визитку/картон/воздух.

Начнем с пояснения: «Почему я все таки люблю маркетинг?»

Несмотря, на то, что обучение маркетингу в учебных заведениях, где я впервые столкнулся с таким необычным в то время предметом, вызвало только отвращение (спасибо преподавателям совковых категорий), он стал моим призванием. Почему?

Во-первых, начав в 20 лет бизнес и не имея тогда каких-либо знаний, опыта, в т.ч. в окружении старших коллег, приходилось каждый день задумываться о росте выручки, прибыли, удовлетворенности клиентов и сотрудников, искать возможности для движения вперед. И как впоследствии оказалось, большинство решений было в области маркетинга.

Во-вторых, маркетинг – это, прежде всего анализ, что я очень люблю.

В-третьих,  — это эксперименты и выводы, которые если оказались верными оправдывают любые ошибки и инвестиции.

В-четвертых, — это персональная ответственность за результат, без поиска оправданий неудач вовне. Я считаю так, что пока есть потребители и конкуренты, маркетологи могут выправить ситуацию в бизнесе.

В-пятых, считаю маркетологов ключевыми драйверами развития бизнеса и любых технологий. И не хочется стоять слишком далеко от этого влияния.

1.Маркетинг ПРО и ДЛЯ КЛИЕНТОВ

Начнем с блока вопросов и ответов в области клиентов, т.к. способность маркетолога/управленца/менеджера встать на место клиента является ключевой на пути максимального удовлетворения потребителя и его готовности стать твоим клиентом навсегда.

1.1. Как создать продукт, который будет нравиться потребителям?

1.2. 7 правил привлечения клиентов:

1.3. Что дает обратная связь с клиентом?

Обратная связь от клиентов открывает глаза на истинный результат усилий. Регулярная обратная связь дает возможность оперативной корректировки действий, экономии бюджета и росту лояльности клиентов. По предыдущему опыту – оперативная реакция на недовольство клиента позволяет с большей степенью вероятности повысить его лояльность, и скорректировать систему, где произошел сбой.
Мы в свое время в автобизнесе даже поощряли клиентов оставлять о нас отзывы в интернете. Любые (в т.ч. негативные), главное, чтобы честные.

1.4. Ловушки мышления, о которых знают продавцы:

Если у покупателя (у вас, например) появилось нестерпимое желание купить товар, о котором ещё 5 минут назад не подразумевали, значит, скорее всего, вы подвергаетесь манипулированию:

Обязательно проанализируйте свое ощущение, в момент возникновения желания покупки. Только осознав, что в тот момент оказало на вас решающее влияние, вы сможете в дальнейшем избегать ненужных покупок.

1.5. Скрипты — спасение или путь к катастрофе?

Контакт фронт-персонала и клиента, не важно по телефону или живьем – что может быть важнее? Скрипты — это прописанные варианты общения сотрудников в самых разных ситуациях. Заготовленные штампы — это хорошо. Но их применение должно быть использовано с головой. Т.к. без импровизации все же невозможно. Сделать правильные скрипты – это большая и ответственная работа, это большой массив записей общения между персоналом и клиентами, это анализ передовиков отрасли и самое главное – последующее обучение и контроль. Заказать скрипты несложно. Внедрить и совершенствовать — это залог успеха. Но, безусловно, не пытаться их сделать – это значит, позволять управлять твоей лодкой, пока тебя нет, кому угодно и как ему заблагорассудиться.

1.6. 4 способа повысить клиентоориентированность компании:

1.7. Топ-5 способов повлиять на лояльность клиентов:

1.8. Зачем нужна клиентская база?

1.9. Нужно ли бороться за своего потребителя?

Что значит бороться? С кем? Если это твой потребитель, значит ты его поставщик, партнер. Сделай сотрудничество взаимовыгодным и тогда место для борьбы не останется.
А с конкурентами борись не за потребителя, а за качество сервиса, продукта, услуги предоставляемых твоей целевой аудитории.

1.10. Как меняется потребитель?

1.11. Как сохранить и удержать покупателя?

2. ПРО МАРКЕТИНГОВЫЕ КАДРЫ

К сожалению, в нашей стране роль и значение маркетологов зачастую не понимают и не осознают, как управленцы, так и сами маркетологи. Но тем не менее время, ситуация в экономике и мы их значение выведем на новый уровень.

2.1. Признаки эффективного маркетолога:

2.2. Качества маркетолога. Какие из них есть у тебя?

В качестве ключевых характеристик успешного маркетолога стоит отметить:

2.3. 5 главных функций маркетолога:

2.4. 7 правил найма маркетологов:

3. ПРО УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ МАРКЕТИНГА

Управление маркетингом процесс непростой. Особенно когда нет знания теории, нет практики, нет понимания границ между стратегическим и операционным маркетингом. Тема необъятная, но несколько мыслей на ряд вопросов есть.

3.1. Можно ли обойтись без маркетингового плана?

Обойтись без маркетингового плана можно, если собственники/топ менеджеры проникнуты философией маркетинга и все управленческие решения принимаются и реализуются через его призму.
Но во всех других случаях, или когда компания больше 50 человек план, конечно, нужен.

3.2. Маркетинговый бюджет. Ошибки при формировании и как контролировать:

Есть много подходов к формированию маркетингового бюджета. Нельзя выбрать единственно правильный. Я использую свой подход – логику, здравомыслие, интуицию и самое главное – анализ эффективности всех реализованных решений. Ну и, конечно, важно чтобы маркетологи относились к деньгам компании, как к своим собственным.
Основные ошибки формирования маркетингового бюджета:

Как контролировать выполнение/освоение бюджета?

3.3. Преимущества партизанского маркетинга:

3.4. 4 вида неэффективной рекламы сегодня:

Но хочу заметить, что это было применимо к нашим бизнесам. В каждом конкретном случае, бизнесе, масштабе, локации и т.д. эти выводы могут быть не применимы.

3.5. В чем суть позиционирования?

Позиционирование – это то, что составляет твою самую суть. Это то, что должен в первую очередь увидеть в тебе потенциальный потребитель, конкурент, друг. Применимо к маркетингу/бизнесу и просто в жизни.

3.6. Почему интернет-маркетинг сегодня актуален?

Рекламные офлайн площадки ввиду большого присутствия на них представителей бизнеса с традиционным мышлением стали невероятно дороги и в то же время не эффективны. Наряду с этим интернет все больше входит в жизнь рядового потребителя. Уходит поколение тех, для кого интернет технологии не понятны, растет количество тех, кто не представляет себе жизнь без этого.

3.7. Имиджевая продукция компании:

Как показал опыт продажи визиток (см. книгу «Я продаю свои визитки. 488 выводов за два месяца») наличие с собой буклетов, листовок, в крайнем случае, визиток, которые могут понадобиться в самых неожиданных местах и способны привести к сделке. Пусть всегда у вас с собой будут материалы об услугах, продукции вашей компании – вы не знаете кто, где и когда может оказаться вашим ключевым покупателем. У меня ЧЕТЫРЕ разных визитки и я каждое утро заряжаю, как патронташ, свою визитницу. Но это позволяло мне совершать сделки везде, где позволяла ситуация – в самолете, на переговорах, в ресторане, везде. За два активных месяца я провел 68 сделок, из которых около 60 были успешными. Покупатели платили за картон 100, 500 и даже 1000 рублей, оставаясь при этом довольными. А ведь визитка, эта та же имиджевая продукция, на которой указан логотип, название компании и контакты.

3.8. Ценообразование. Правила, принципы:

3.9. Конверсия фронт-персонала. Как оценить?

Считай звонки, считай количество сделок/записей, считай в разрезе каждого сотрудника и в периоде. Увидь динамику, отметь соотношение на входе и выходе. Это позволит принять правильные решения в отношении обучения и мотивации персонала и скорректировать маркетинговые усилия.

3.10. Почему не покупают товар? (причины низких продаж)