25 апреля 2018

На автомобиле по Европе из Москвы — 2011г. Часть 2.

700 километров пути по итальянским магистралям нам обошлись в 46 евро, однако владельцы БМВ эти трассы оценят, как, в общем-то, и дороги Австрии и Германии. Власти последних, кстати, денег за езду по автобанам не берут, несмотря на отличное качество и высокий скоростной режим. Кроме них, в Европе, наверное, ещё только Словакия не зарабатывает на автотуристах.

Фото: Благодаря навигатору мы знаем, сколько ещё впереди гор. Дорога из Австрии в Италию.

Рим дышал зноем: 42 градуса по Цельсию в машине, конечно, не чувствуются, но долго ходить по улицам нам, вроде бы привыкшим к пешему туризму, все равно было нелегко.

Три ночи в городе позволили нам реализовать почти все, что запланировали, – от легкого шопинга и посещения популярнейших туристических объектов города до поездки в город Древняя Остия, более 600 лет являвшийся морским портом Древнего Рима и Катакомб Домитилла. Мы уже были в Риме и во многих других итальянских городах, а также восставших из пепла и лавы Помпеях, поэтому предполагали, что уже никакие развалины не смогут нас впечатлить.

Однако Остия, покинутая жителями из-за эпидемии и занесенная песком и глиной, которые накапливались столетиями, хорошо сохранилась. Целые улицы, площади, многоэтажные здания, бани – все это предстает перед взором посетителя древнего города.

Фото: На каждом уголке римской земли Амфитеатр. Остия.

Отдельно скажу о катакомбах, которые мы посетили, удачно присоединившись к немецкой группе из бывших соотечественников.

Катакомбы представляют собой места захоронения первых христиан. Те, что мы посетили, состоят из узких семнадцатикилометровых туннелей, прорытых под землей на четырех уровнях. В стенах коридоров и небольших комнат вырыты ниши, куда христиане складывали своих близких со 2-го по 6-й век. Потом, опасаясь разграблений варварами, они забрали остатки и перенесли их в другие места. Примечательно, что тела первых христиан не замуровывались, в надежде родственников умерших на их скорейшее воскрешение. Запахи там стояли соответствующие, поэтому имелись специальные шахты для воздушной вентиляции и ниши для ароматических свеч. Таких катакомб в Риме около 90, и у первых Пап они пользовались большим почетом: в некоторых из них покоятся несколько Пап и сотни мучеников. Про Коллизей, Форум, Ватикан и весь Рим писать можно долго, но мы не будем – оставим читателям возможность увидеть все это былое величие своими глазами.

Фото: Без него никуда — Коллизей.

Фото: Центр Древнего Рима.

Фото: Лучшая картинка навигатора в Риме.

Следующим в нашей поездке был город Бари на юге Италии, откуда на пароме мы планировали переплыть в Грецию. По дороге мы на часок заехали в так непохожий на северные города Неаполь, в котором тоже уже были. Кстати, рядом с Неаполем находятся упомянутые выше Помпеи и Везувий.

Бари знают многие из тех, кто совершал паломничества в святые места. Здесь покоятся мощи святого Николая Чудотворца (Угодника), почитаемого как православной, так и католической церквями. К нему за помощью обращаются даже мусульмане и язычники. Николай Угодник, самый простой и доступный святой, привлекает в город множество паломников, в том числе из России. Он является одним из самых почитаемых святых и даже стал прообразом всем известного Санта Клауса. Мы посетили Базилику и приблизились к мощам Николая, после чего сели на паром, который за ночь должен был перевезти нас по Адриатическому и Ионическому морю в город Игуменица, порт на западном побережье Греции.

Фото: Подплываем к Игуменице, Греция.

За 79 евро мы с машиной, а точнее в машине, на открытой палубе, под звездным небом, вдоль залитых светом берегов, омываемые свежим морским бризом, в компании прекрасного итальянского вина, преодолели около 500 км и ступили на землю-прародительницу европейской цивилизации.

Пункты маршрута по Греции были следующие: горная монашеская республика Святые Метеоры, жилище древнегреческих богов гора Олимп, город Дион у её подножия и сутки пляжного отдыха. Ездить со штатным навигатором по греческим городам оказалось непросто — дорог не знает. После Европы, и в особенности Рима, где в 3D обозначены все переулки и здания, поездки по Элладе были слегка затруднительны. Мы были в Греции впервые и не знали, популярное ли место Метеоры, но в том, что это рукотворное, природное и богозданное чудо надо увидеть, даже не сомневались. Первые монахи здесь начали селиться ещё в 11 веке, и сейчас 24 монастыря со множеством одиночных келий, часовен, скитов и пещер усеяны по всем метеорским горам.

Поражает и красота гигантских скал, на которых расположены монастыри, и то, каким образом можно было не только построить их, но и жить там, обеспечивая свою жизнедеятельность. Монахи спали по 6 часов в сутки, столько же молились, в остальное время работали. В обителях, как мужских, так и женских – есть храмы, кладовые, кухни, трапезные, больница, мастерские и кельи. Все это определенно стоит увидеть.

Фото: Святые Метеоры.

Поездка к Олимпу была менее удачной: то ли нас не впечатлили остатки древней цивилизации в Дионее и длинный подъем на гору Зевса, то
ли по-настоящему интересные достопримечательности прошли мимо нас. Как я уже отметил, навигатор найти не мог совершенно ничего, благодаря чему мы немало поплутали по полям, на которых свободно растут киви, оливки, нектарины, и отправились к самому спокойному месту, нашему пристанищу на один день в Геракини, располагающемуся рядом с Салониками. Кстати, на территории пляжного отеля мы впервые увидели автомобиль с российскими номерами.

Сербия и Македония – страны, не входящие в шенген, как всегда, заставили нас понервничать на границе. На таможнях интересуются запрещенными товарами, но расставаться с припрятанным итальянским вином, которое явно превышало допустимые ограничения, очень не хотелось. Путь из Салоник до столицы Македонии Скопье не велик, поэтому обедали мы уже на рынке Чаршия, считающемся лучшим восточным базаром Европы.

Город населен как македонцами, так и мусульманами-албанцами. Навигатор опять не с нами, поэтому плутая по городу, удалось посмотреть не только центр и основные достопримечательности, но и жутковатые трущобы. Попасть в крепость Кале, находящуюся на ремонте, нам не удалось. Зато мы походили по Чаршии, прошли мимо мечети Мустафы-паши и интересных турецких бань Дауд-паши (все постройки 15 века), по колоритному каменному турецкому мосту такой же давности, через главную водную артерию региона – реку Вардар, мимо памятника Кириллу и Мефодию к памятнику Александру Македонскому. Правда, если мне не изменяет память, величайший завоеватель в истории человечества на территории Македонии не только не родился, но и не был похоронен (единодушного мнения о том, где он покоится, нет). Тем не менее главный столичный стадион носит имя его отца – Филлипа II. В центре города идет активное строительство, имеются даже огороженные участки, на которых ведутся археологические раскопки. Город, на 70% разрушенный землетрясением в 1963 году, удивительным образом сочетает ярко выраженные христианские и мусульманские мотивы, современную архитектуру и святыни, нищету и строящиеся величественные театры.

Фото: Велоприспособление для сбора пластиковых бутылок, Македония.

Фото: Типичная зарисовка. Сербия.

Граница между Македонией и Сербией символична, дороги платные и хорошие, поэтому к вечеру мы легко добрались до бывшей столицы самой независимой социалистической страны Югославии – Белграда.

Навигатор опять заставил нас самостоятельно искать отель, а с утра – и туристические объекты. С самого популярного городского парка отдыха Калемегдан, расположенного в Белградской крепости у слияния рек Савы и Дунай, открывается великолепный вид на город.

Город по праву был столицей империи, в составе которой находилось шесть республик. Немаленький Белград продолжает строиться. Среди достопримечательностей — собор Святого Саввы, второй по величине в мире православный храм; музей гениального сербского физика и изобретателя Николы Теслы. Мы же предпочли посетить мавзолей Иосипа Броз Тито, руководителя социалистической Югославии, не поддавшегося влиянию Москвы. Он не только был самодостаточным и успешным руководителем нового государства, но и стал инициатором движения неприсоединения, которое объединило страны, не готовые быть в орбите советского или американского влияния.

Фото: Музей техники в Парке Калемагдан, Белградская крепость.

Погуляли по Скадарлии – колоритному району в Старом городе, своего рода белградскому Арбату, покатались по городу и поехали в Будапешт, следующий пункт нашего путешествия.

На границе Сербии с Венгрией потеряли часа два – большая пробка, пристальная проверка венграми машин с европейскими номерами, но пассажирами в явно мусульманской одежде. Видимо, это один из европейских форпостов на пути миграции мусульман. После Греции, Македонии и Сербии, Будапешт показался цивилизованнейшей европейской столицей. Чисто, красиво, знакомо – мы въехали в него как в долгожданный полустанок. Будапешт — один из красивейших городов Европы, близкий нам по ментальности, уже давно стоит в одном ряду с самыми достойными туристическими городами Европы. В течение двух суток мы наслаждались колоритом города. Если в Праге туристы окружают тебя толпами с утра до вечера, то здесь, несмотря на богатое историческое и архитектурное наследие, ощущения суеты нет совсем. Будапешт явно живет своей, самодостаточной мадьярской жизнью. Парламент; Базилика Святого Стефена, вторая по величине после собора Святого Петра в Риме; Большая Синагога в византийско-мавританском стиле, вторая по величине в мире после Нью-Йоркской; площадь героев – перечислять места, достойные посещения, можно долго. Все, что смогли, мы проехали на машине, остальное прошли пешком.

Фото: Не могли не посетить самые крупные и популярные Бани Сечени. Будапешт славится термальными источниками, которых в городе около 100.

Фото: Вид на Рыбацкий Бастион, Будапешт.

Фото: Кубик самого известного венгра Рубика отдыхает. Будапешт.

Последним европейским городом, в котором нам предстояло провести вечер и ночлег, был старинный польский город Люблин. Мы уже несколько раз останавливались в Кракове, так что ожидания увидеть колоритный уютный тихий польский город оправдались полностью.

Фото: Рыночная площадь, Люблин.

Фото: Символ Люблина — справа.

Люблин, ведущий историю с 7 века, популярен у туристов благодаря богатому культурному наследию. Стоит обратить внимание на Доминиканский костельно-монастырский комплекс, рыночную площадь со старой Ратушей. Рядом с нашим отелем расположен Люблинский католический университет — старейший частный университет Польши. Университет функционировал в социалистический период истории Польши и оставался единственным в странах соцлагеря католическим вузом. В 1956 году сюда был принят на кафедру этики, а в следующем году получил звание доцента будущий римский папа Иоанн Павел II.

В заключительный день дорога длиною 1250 км прошла, как и во все предыдущие дни, по плану – выезд в 7 утра и приезд в Москву в 23 часа. К границе с Белоруссией мы случайно вышли в 50-ти километрах от запланированного таможенного поста, по которому идет основной автомобильный трафик. Благодаря этому на посту мы были в компании всего лишь трех автомобилей, что позволило потратить на переход границы меньше часа.

А теперь, наконец, о БМВ. Конечно, на такой машине езда по европейским дорогам доставляет значительно большее удовольствие, чем по России. «Пятерка» совсем не любит колейность и раздолбанность дорог, что встречается у нас на каждом шагу. В Европе таких машин, конечно, мало – никчемные «понты», сложности с парковкой, высокая стоимость топлива и, скорее всего, налоги. Поэтому для путешествий активно используются Вэны или дома на колесах. Навигация в БМВ очень удобна – отлично знает адреса и достопримечательности, удобный интерфейс и визуализация.

Но, к сожалению, как уже отмечалось выше, Греция, Македония, Сербия и Беларусь не проработаны и в карту не занесены. Понравилась функция информирования о пробках, авариях и ремонтных работах впереди, о расстоянии затрудненного движения и способах объезда. Дизель чувствует себя там среди своих, а вот такую 5-ку 2010 модельного года увидеть достаточно сложно.

Кое-какая численная статистика о поездке:

  • на топливо ушло 26500 рублей, средняя цена за 1 литр дизеля – 45,7 рублей, средний расход – 7 л на 100 км, проехали 8300 км за 16 дней;
  • на платные дороги и парковки ушло 16000 рублей, страховки – 4000 рублей, штрафы на дороге в РФ и Беларусь – 1800 рублей;
  • на отели потратили 31500 рублей;
  • на питание — 24000 рублей, на экскурсии — 2500 рублей.

Итого, не считая шопинга и амортизации авто, – 106300 рублей, что соответствует затратам предыдущих поездок.

Всем, кто любит автомобильные путешествия, рекомендуем съездить в Европу: такой массы впечатлений за такой временной период в составе туристической группы получить невозможно. Всем удачных путешествий!

Курс евро на момент поездки составлял около 42 рублей.

Как не упустить самое главное?

Получайте новые публикации на почту

Игорь Фомин
Игорь Фомин