18 мая 2018

Девять европейских стран на автомобиле за одну поездку. Часть 1.

24 октября 2011 г. в 4 утра мы выехали втроем, моя супруга Юлия и друг Саня. Во вторую нашу поездку мы отправились в Европу на автомобиле Lexus GS. Весной этого года мы уже имели с женой успешный и позитивный опыт поездки на своем авто через Минск в Варшаву, Берлин, Дрезден, Прагу, Мюнхен, Зальцбург, Вену, Братиславу, Будапешт и Краков. Впечатлений осталось масса, и я начинаю понимать, что самостоятельный туризм привлекает меня все больше и больше.

На этот раз мы увеличили поездку с 6 до 8 тыс. км и поменяли маршрут. Мы решили заехать в Вильнюс, далее через Клайпеду по Куршской Косе в Калининград, Берлин, Амстердам, Париж, Швейцарию, Канны, Ниццу, Монако, Милан, Венецию, Вену, Краков и в Москву через Минск. Планируемое время – 15 дней, отели, как и в первый раз, забронировали по всей дороге, ни вечером, ни ночью передвигаться не планируем.

Границу с дружественной Белоруссией прошли без всяких остановок, зато в Литву за Рудней на таможне насчитали 170 фур, и мы в очередях с др. легковушками потеряли 2,5 часа. В 16:00 по местному времени прибыли в Вильнюс – первую столицу одной из стран Евросоюза на нашем пути. Наш навигатор что Беларусь, что Литву не видит, зато с гугловскими картами на iPhone проблем с ориентацией не возникло абсолютно никаких. Более того, основные достопримечательности там тоже указаны, а в купе с тщательной подготовкой по тур-объектам каждого города мы не нуждались ни в гиде, ни в расспросах аборигенов.

Осмотр Вильнюса мы начали с Замковой горы, на которой сохранились остатки древнейшего замка страны – Башня Гедеминаса. Внутри музей уже был закрыт, поэтому полюбовавшись панорамой Старого города и увидев на соседней горе три креста, установленных в память о монахах, погибших в борьбе с крестоносцами, поехали по городу. Прошлись по площади со статуей основателя города Великого князя Гедемина. Далее подъехали к красивейшему большому костелу Святой Анны.

Фото: Собор Святой Анны — один из красивейших в Вильнюсе

Бросив вещи в машину, за 10 минут дошли до центра Старого города, где в уютнейшем ресторане «Kaimas» отведали фирменное литовское блюдо цеппелины – картофель с фаршированные мясом. Все оказалось очень недорого – на троих с алкоголем получилось 1600 руб. Официантка по имени Дайва, несмотря на свои 21, отлично знает русский, как и многие другие. Тем более что из полумиллионного населения только русских проживает от 15 до 20%. Ещё Вильнюс нам запомнился чистотой, спокойствием, отсутствием пробок и сельским ритмом. Вообще Литва, несмотря на длительный советский период уже значительно ближе к Европе, чем к нам.

Утром следующего дня поехали в Тракай – древнюю столицу Литвы, основанную ещё в 14 веке великим князем Гедиминасом. Вокруг Тракая множество озер, посреди одного из них, на маленьком островке, расположен Тракайский замок.

Фото: На маленьком острове Тракайский замок

Мы были в понедельник утром, благодаря чему, видимо, вокруг не было ни туристов, ни сотрудников замка. Сняв наброшенный на огромных воротах замок, мы бесплатно вошли в совершенно пустую крепость, где не было ни кассира, ни охраны — никого. Походив внутри, насладившись необыкновенной красотой и спокойствием снаружи, выдвинулись в Калининград.

Знакомые посоветовали ехать через Клайпеду и Куршскую косу, где на таможне не бывает очередей. И мы с удовольствием воспользовались возможностью посмотреть знаменитую косу. Паром в Клайпеде прождали минут пять, и через десять минут, заплатив 500 рублей, мы на литовской стороне Куршской косы, которая у них именуется Неринга.

Фото: Едем по узкой Косе. Слева пресная вода, а справа море

Куршская коса – это уникальный песчаный полуостров шириной от 400 м до 4 км, протянувшийся на 100 км от литовской Клайпеды до российского Зеленоградска и отделяющий Балтийское море от пресноводного Куршского залива. Кстати, это самая длинная в мире песчаная пересыпь, которая находится под охраной Юнеско. Красивые сосновые боры, песчаные барханы и морской прибой, не оставят равнодушным никого. Границу мы прошли на удивление быстро и ближе к вечеру уже прибыли в Калининград.

Погода нас встретила штормовая – ветер с переменным дождем. Но, тем не менее, мы поехали по запланированным местам. К сожалению, музей янтаря и музей мирового океана были закрыты, но у причала осмотрели подводную лодку, вход в которую был тоже закрыт, морские мины, вооружение, самый крупный научно-исследовательский корабль в России. Побывали в Башне Врангеля на берегу Верхнего озера, которая была построена в 1843 году, сейчас там располагается ресторан. Прошлись к Росгартенским воротам, названного по наименованию одного из предместий раннего Кенигсберга.

Фото: Одни из девяти калининградских ворот — Росгартенские

Раньше в этих воротах проверяли дорожные документы и собирали специальный налог с приезжих. 10 апреля 1945 года именно здесь капитулировал кенигсбергский гарнизон. Вообще в Калининграде ворот много – Фридландские, Аусфальские, Бранденбургские и т.д. Ввиду того, что город этот относится к России, пробок там никто не отменял, что не позволило нам проехать все ворота. Утром мы выехали через Бранденбургские (они же Берлинские), построенные в 1657 году и до сих пор использующиеся по своему усмотрению. Мы сфотографировались в памятнике Мюнхгаузену и посмотрели на Кафедральный собор на острове Кнайпхоф. Ночь мы провели в центре города, в отличном отеле Гламур, стоимостью 3000 рублей за троих. Немного разочаровал персонал и отсутствие обещанного интернета, но найти другого в городе за разумные деньги нам не удалось. Калининград хоть и не похож по архитектуре на остальные российские города, но дорожные пробки, кучи дорогих и больших авто, а также серые лица выдают российскую ментальность.

Утром 26 октября мы выдвинулись к Польше и дальше на Берлин. Очень впечатлила немецкая дорога, без единого поворота, тянущаяся десятки километров и окруженная (с обеих сторон) величавыми, стройными и многолетними деревьями, скорее всего летом они создают ощущение зеленого туннеля. Поразило состояние деревенских домов – видимо последний раз их ремонтировали ещё немцы, владевшие этими землями до 1945 года. Границу с Польшей прошли на удивление очень быстро и ландшафт быстро поменялся. Поля, дома и дворики стали более чистыми, аккуратными и облагороженными. На трассе в Польше у нас впервые произошло знакомство с дорожной полицией. Саню остановили за превышение скорости на 45 км/час, и сообщили, что штраф составляет 130 евро, при этом ставят отметку на визу и вносят данные о нарушении в какую-то общую базу. Пока мы собирали по карманам озвученную сумму, Саня дышал в алкометр (благо вечернее его уже отпустило), польские блюстители нас пожалели и сказали, что за 100 евро мы можем обойтись без процедуры оформления. Шокированные, мы даже забыли предложить в подарок припасенный алкоголь и до Берлина уже доехали без особых нарушений. Вечером мы поселились в отеле, оставив машину, пошли гулять и ужинать.

Берлин кипел ночной жизнью. В течение пешеходного часа мы прошлись мимо ста, а может быть и двухсот, самых разнообразных кафешек – вьетнамских, китайских, тибетских, индийских, индонезийских, турецких. Несмотря на позднее время по улицам полно велосипедистов, бегунов, в барах не везде есть свободные места. Первый же официант в кафе, где мы остались ужинать, оказалась русской девушкой, 17 лет назад иммигрировавшей сюда из Казахстана. Утром, погуляв по центру – вокруг рейхстага, ворот, позавтракав в кондитерской на Александрплац, где мы завтракали ещё весной, сделали обзорную экскурсию по городу и выдвинулись в Амстердам. Город, как и в первый раз, произвел на нас самое хорошее впечатление – свободно, просторно, много зелени и воздуха. В 9-10 утра в будний день мы не застали ни одной пробки, ни одной машины с мигалками, ни одного полицейского кортежа и перекрытия дорог. Заставленные велопарковки находятся возле всех гос. учреждений, торговых центров и станций метро. Кучи велосипедов стояли даже у Рейхстага и во дворе американского посольства.

Фото: Попробуй найди свой

При нас к Рейхстагу на велосипеде подъехал солидный мужичок в длинном черном пальто, деловом костюме и шляпе с полями. Трудно представить себе такую картину в РФ. Берлин – город для жизни, чего не скажешь про нашу столицу. Возможно, зарабатывать здесь сложнее, чем в Москве, но жить безусловно лучше.

Отдельного внимания стоит уделить немецким или даже европейским дорогам. Они не только имеют идеальное покрытие, но и совершенно безопасны. Инфраструктура в виде сеток вдоль дорог, качественной разметки, большого количества дорожных указателей, второстепенных дорог, примыкающий сначала в карманы — все создает ощущение комфортной езды. Нельзя не отметить и культуру вождения, когда на дорогах нет шашек, никто не обгоняет справа и по встречке, все едут по свои полосам, предупреждают аварийкой о затруднениях впереди, обязательные светоотражающие жилеты в случае поломок, отлично организованные парковки с туалетами на трассе и т.д. Но хотелось бы обратить внимание автопутешественников на небольшое количество топливных заправок, такой частоты как у нас, там нет.

На подъезде к Амстердаму мы впервые столкнулись с пробками и пасмурной погодой. Сделав краткую обзорную экскурсию на автомобиле по городу, мы устроились на ночлег за 95 евро и отдали 18 евро за уличную неохраняемую парковку для машины. Как мы поняли, в городе невозможно найти даже маленького халявного кусочка, ни во дворах, нигде, а все деньги за стоянки идут городу. К ночи прошел дождь, мы сходили погулять и в ресторан. Несмотря на обилие кофешопов – мест, где легально курят и продают траву, мы их услугами не пользовались. Тем не менее, Саня сказал, что с утра видел на улице стаю больших зеленых попугаев. Следующий день мы начали с часовой прогулки по многочисленным каналам на катере. Одной из особенностей города являются многочисленные дома на воде, которые обставлены как квартиры и также не имеют штор.

Фото: Штор нет даже в домах на воде

Говорят, что амстердамцы любят демонстрировать открытые окна и всё, что за ними происходит. Нельзя не отметить и про обилие велосипедов, такого количества мы не видели за всю жизнь. По статистике их почти по одному на 750 тыс. населения. Они есть грузовые, двухместные, с корзинками и украшенные цветами, но, как правило, все простые и недорогие.

Фото: Велосипеды здесь разные

А бросают их везде – на мостах, дорогах и даже в воде. По каналам, кстати, плавает баржа, которая собирает их со дна. Не могли мы не посетить район красных фонарей, который официально функционирует уже десятки лет и является одним из символов города. Несмотря на то, что большинство туристов, как и мы, шли поглазеть на витринных жриц, частенько мы видели, как мужики растворялись в красно-неоновых комнатушках, вмещающих в себя демонстрационный стул, раковину и кровать. Стоит заметить, что при высокой цене в 50 евро за 15-20 минут их услуг, красотой, молодостью и фигурой они отнюдь не отличаются. В общем, мы деньги сэкономили. Сходили в музей секса, по сути, представляющего всю порнографию человечества, разных народов и времен. Зашли в запланированный заранее научно-познавательный музей NEMO. Он поразил нас гигантским количеством механизмов, позволяющим на бытовом уровне узнать основные законы физики, химии, биологии, математики и т.д. С помощью компьютеров можно смоделировать свое изображение в будущем, а также доступно продемонстрировать детям, как происходит зачатие и рождение малышей. Одновременно на четырех или пяти этажах, сотни, если не тысячи, детей познавали вещи, которые в ненавязчивой форме формируют любознательность и интерес с малых лет. Удивило большое количество неформалов, которые говорят, что любят этот тусовочный город. Здесь полно увеселительных заведений на любой вкус и половое влечение, кругом магазины с секс атрибутикой, возможность не только покурить, но и поесть галлюциногенных грибов.

По дороге в Париж мы заехали в Гаагу, архитектура которого в чем-то похожа на амстердамскую, но немного другая. Улицы намного шире, а для велосипедов дорожки двухполосные с разметкой. В Гааге живет их королева и расположено правительство Нидерландов. Посетили Мадюродам – Нидерланды в миниатюре, где имеются макеты всех значимых объектов страны. Уменьшенные копии в 25 раз, курсирующие поезда, корабли и даже маневрирующий самолет впечатлят не только детей. Здесь на площади 18 000 кв.м имеются макеты 66 тысяч людей, 4-х с половиной тысяч автомобилей, 5 с лишним тысяч деревьев и т.д.

Фото: Амстердамский аэропорт Схипхол

Фото: Копия корабля Де-Амстердам Ост-Индской компании, затонувший в первый рейс в 1749 г.

Фото: На площади Дам в Амстердаме

Фото: Вот такие небольшие Нидерланды

Фото: Голландия в миниатюре

Создан этот удивительный город по инициативе родителей борца сопротивления Джорджа Мадюро, погибшего в немецком лагере Дахау. Проехав по городу, двинулись к Роттердаму, второму в мире морскому порту по грузообороту после Шанхая.

Фото: Кубические роттердамские дома

Роттердам представляет собой резкий контраст Амстердаму почти по всем направлениям. Это Голландия, устремленная ввысь и вперед. И не только архитектурными прямыми линиями и небоскребами, но и экономической активностью. Это не тусовочный, непраздничный, будничный город. Прокатившись по ультрасовременному мосту и городу, мы поехали в столицу Бельгии. В Брюсселе мы пробыли всего несколько часов, по пути из Амстердама в Париж и, конечно же, понимаем, что это совсем мало. Мы побывали в сердце города — Гранд-Плас — площадь длиной 110 м. и шириной 68 м.

Фото: Гранд-Плас в Брюсселе — красивая и уютная из площадей

Её плотно окружают дома, построенные ещё в XVII веке. Смеем согласиться с мнением, что это одна из красивейших площадей Европы, компактная и очаровательная. Побывали у одной из самых главных достопримечательностей и символа города Атомиума, построенного ко Всемирной выставке 1958 года.

Фото: Атомиум — символ Брюсселя

Он представляет собой увеличенную в 165 млрд. раз модель кристалла железа высотой 102 м. Стены домов разрисованы гигантскими комиксами, которые впервые появились именно в Брюсселе.

Фото: Брюссель — родина комиксов и их там много

Из-за присутствия в городе штаб-квартир Евросоюза, НАТО и других европейских структур имеется большое количество ультрасовременных и высотных зданий, большинство из которых сосредоточено в Европейском квартале, и который значительно больше нашего столичного Сити. Не понравились нам в городе две вещи – многочисленные пробки, которых в Европе мы еще не встречали и арабов, живущих с одной стороны в гетто, с другой присутствующих везде. Объезжая пробки мы заехали в несколько районов, где кроме мусульман и негров никого не было. Попытка сфотографировать мусульманку в парандже вызвала у нее бурные протесты и жалобы мужу. Мы заблокировали двери и поспешно уехали.

Дорога на Париж оказалась неожиданно сложной. Мы совершенно отвыкли от пробок на трассах, а здесь наткнулись, опять же впервые, на несколько дорожных аварий. Въезжали в Париж долго – часа два провели в пробках, еще час на поиск парковки. Наш скромный отель оказался в каком-то негритянском гетто. 95% окружающих были выходцами из Африки. А количество их невообразимо. Они толпами стояли вдоль улиц и явно чувствовали себя здесь хозяевами. Бросилось в глаза большое количество парикмахерских – метров на сто их могло быть до десяти, в которых битком стояли парни и девушки из Африки, они стриглись, делали маникюр и ждали друг друга. Постриженные огромные лохмотья волос не только не убирались, но и лежали на улице. Таким мы встретили Париж — гнетущий и тягостный. Утром следующего дня мы начали знакомство с Центра Помпиду и Собора Парижской Богоматери.

Фото: Собор Парижской Богоматери

Дальше доехали до Дома Инвалидов, где имеется музей армии, флаги поверженных Наполеоном государств, а также прах Наполеона и его генералов. Оставив машину, мы пешком пошли к Эйфелевой башне и далее к Лувру.

Наш пеший маршрут составил около пяти часов, за которое мы прошли около 10 километров, после чего поехали к Мулен Руж, злачной площади Пигаля и по Елисейским полям мимо Триумфиальной арки в новый Париж, царство огромных высоток из стекла и бетона, где расположены офисы Total и др. корпораций.

Фото: Елисейские поля и Триумфиальная арка

Стоит отметить, что сам Париж по высоте зданий практически однороден и чувствуется какой-то свой особый архитектурный стиль, потерянный в Москве.

Фото: Современный Париж

Удивило наличие в городе большое количество старинных автомобилей и автобусов (в отличном состоянии), неимоверная частота светофоров – наверно на каждые 30-50 метров.

В обед 31 октября мы приехали в Женеву. По дороге отдали 40 евро за платную дорогу и столько же за перемещение по территории Швейцарии. Прошлись по улочкам старого города, зашли в большой 500-летний костел Св. Петра, сфотографировались у символа города – 140 метрового фонтана, бьющего прямо из озера, и не найдя ни одного сувенирного магазина поехали вокруг озера.

Фото: Символ Женевы 140-метровый фонтан

Фото: Сане сейчас будет женевский мат. В Чапаева такими шашками играть тяжело

По пути заехали в Лозанну, олимпийский город каких-то годов. По городу носилось кучи марафонцев, видимо детей той спортивной эпохи. Город уютный, ярусами спускающийся с гор к озеру. Дальше в наших планах был г. Монтре с Шильонским замком у самой воды, в подвалах которого раньше казнили ведьм и колдунов.

Фото: Шильонский замок в Монтре на озере

Женевское озеро не очень большое, и в ширину отлично видно противоположный берег, а вокруг него высокие и красивые горы, ряд из которых был в снежных шапках. В озере прозрачнейшая вода и величественный замок, построенный на скальном выступе вдающимся прямо в озеро, производят неизгладимое впечатление. В Женеве, кстати, в отличие от других европейских городов, полно мазератти, ферарри и других престижных автомобильных марок. Когда видишь эту красоту, тишину и чистейший воздух, понимаешь, какой контингент здесь предпочитает селиться. Вокруг озера бесчисленное количество пристань с самыми разнообразными яхтами, во всех деревушках аккуратно выстриженные деревья и газоны – в этих местах стоит встретить старость. Ночевать мы остались в небольшом французском городке на северном берегу Ля Дивонн – чистом, уютном, красивом, с каким-то сельским колоритом. С трудом нашли открытое и недешевое кафе, где толпились кучи местных жителей, хорошо одетых и знающих друг друга, отужинав за 90 евро, мы отправились в свои номера. Кстати, как нам показалось большая часть берега находиться под Францией.

Как не упустить самое главное?

Получайте новые публикации на почту

Игорь Фомин
Игорь Фомин